Пленумом Верховного Суда РФ от 15.12.2022 №37 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» утверждено Постановление, касающееся сферы киберпреступлений.
Так, первая часть вышеуказанного Постановления Пленума посвящена применению статей 272-274.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вторая же часть рассматриваемого Постановления содержит разъяснения в части применения статей уголовного закона, предусматривающих ответственность за совершение преступлений с использованием сети «Интернет», в частности, разъяснены вопросы относительно определения места совершения преступления и иные вопросы, касающиеся применения статей Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за изготовление и оборот порнографических материалов, сбыт наркотических средств с использованием сети «Интернет», публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием сети «Интернет».
Кроме того, в Постановлении даны определения таким терминам как «компьютерная информация», «компьютерная программа», «уничтожение компьютерной информации», «блокирование компьютерной информации» и т.д.
Так, например, под компьютерной информацией понимаются любые сведения (сообщения, данные), представленные в виде электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Такие сведения могут находиться в запоминающем устройстве электронно-вычислительных машин и в других компьютерных устройствах (далее - компьютерные устройства) либо на любых внешних электронных носителях (дисках, в том числе жестких дисках - накопителях, флеш-картах и т.п.) в форме, доступной восприятию компьютерного устройства, и (или) передаваться по каналам электрической связи.
Что касается понятия «уничтожения компьютерной информации», то оно означает приведение ее в непригодное для использования состояние с целью невозможности ее восстановления. При этом, не имеет правового значения, получилось ли в дальнейшем восстановить эту информацию или нет.
Кроме того, в Постановлении содержится информация о ситуациях, когда, несмотря на все внешние признаки преступления, состава киберпреступления нет. Так, например, не является преступлением использование вирусных программ на своем компьютере или на чужом компьютере, но с согласия его собственника, в случае, если эти действия не носили противоправный характер.